В Кириллове впервые за 500 лет внутри здания Поварни XVI века ведутся археологические раскопки
В рамках исследований обнаружены два очага, фрагменты керамики и кости рыбы
Впервые со времен постройки – XVI столетия – в здании Поварни – самой древней части Поваренного комплекса ансамбля крупнейшего православного монастыря Европы – Кирилло-Белозерского – проходят масштабные археологические раскопки. Специалисты ООО «Вологодская Археология» в результате исследований раскопали два очага из шести известных по первой описи Кирилло-Белозерского монастыря, составленной в 1601 году, а также обнаружили фрагменты старинных керамических сосудов, кости рыб и животных.
«Дело в том, что перед любыми реставрационными работами памятники архитектуры подвергаются археологическим исследованиям, – сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – В случае с Поварней происходит то же самое. Не в каждом монастыре сохранились древние хозяйственные постройки. В Кириллове же, пройдя под аркой домика келаря, можно попасть на обширный хозяйственный двор Успенского монастыря. Когда-то здесь были свои поварня, солодёжня, погреба, кузница, оружейная палата. Часть этих строений сохранилась до наших дней. По описи 1601 года в Кирилло-Белозерском монастыре проживало около 180 человек братии. Безусловно, всех их нужно было кормить. Поэтому Поварне отводилось особое место – она была устроена вблизи Архимандричьих келий и Успенского собора, в одну линию с Трапезной палатой. Замечу, что Поварня – самое значительное из хозяйственных сооружений монастыря. Его строительство началось в 1520 году и претерпевало изменения (пристройки и перестройки) вплоть до 1680-х.
Несколько столетий назад в здании Поварни, где имелось множество разных по значению и размеру помещений, были две главные палаты: одна – большая и квадратная – «ественная поварня», другая, более узкая – «квасная» (сейчас за ней располагается палата, в которой ранее был устроен погреб для хранения кваса). Каждый день там кипела работа – готовили пищу для большого количества монахов.
В монастырской описи 1601 года указано, что над Поварней дымилось 14 труб (дымоходы от каждого очага проходили внутри стены). Только в большой палате стояло шесть каменных очагов, где в последующее время в середине свода проделали широкое отверстие, над которым выложили кирпичную трубу. Кстати, именно в этом помещении археологи сейчас раскопали два очага. И это ещё не предел – работы продолжаются».
Директор ООО «Вологодская археология» Алексей Угланов отметил, в результате исследований, проводимых в здании Поварни, были зафиксированы три уровня полов, выложенных преимущественно из большемерного кирпича (30-32 см * 14-16 см * 7-9 см), очаги, также выполненные из кирпича, и предметы, характеризующие монастырский быт.
«Расчищенные конструкции позволят нам изучить устройство очагов, характеристики использованного кирпича, на каком растворе они были уложены. Если нам повезет, в заполнении печи, в золе обнаружим какие-нибудь находки, – рассказывает Алексей Угланов. – А это вполне возможно, ведь до нас археологические исследования непосредственно в помещении XVI века не проводились. На первоначальном этапе работ мы обнаружили фрагменты керамической посуды, в которой готовили пищу, а также – которую использовали для приёма пищи. Кроме того, на участке археологи нашли многочисленное количество костей рыб и животных, что обусловлено назначением Поварни – приготовление еды для большого количества человек.
Наличие множества рыбных костей в Поварне очевидно, т.к. одной из главных составляющих монастырской трапезы была рыба. Этому же способствовало и наличие в XV–XVI веках в реке Шексне ценных пород рыб – осетра, белорыбицы, стерляди. Наряду с ними ловился и судак, окунь, щука, лещ и др. Кирилло-Белозерский монастырь усиленно занимался ловлей рыбы, и даже имел несколько езов (орудие лова) на реке Шексне. Для хранения свежей и «просольной» рыбы в монастыре были устроены погреба и ледники».
Археологические раскопки в Поварне продолжатся. Специалисты предполагают, что во второй части помещения найдут оставшиеся очаги и приступят к их изучению.
Мария Хаустова
Текст блока
Official name of the museum:
The Federal State Budgetary Institution of Culture “Kirillo-Belozersky Historical, Architectural and Art Museum-Reserve”
Founded:
In 1924
Museum status:
It was included into the State List of Particularly Valuable Objects of Cultural Heritage of the Peoples of the Russian Federation in 1997.