Обнаружен новый вклад родственников царя Михаила Романова в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника!
Кирилло-Белозерский музей-заповедник на своих информационных площадках представил один из значимых памятников декоративно-прикладного искусства 1630-1635 годов ‒ посеребренное паникадило, игравшее важную роль в создании художественного образа интерьера одного из богатейших и красивейших храмов Древней Руси ‒ Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря!
Научные сотрудники музея пользователям сети Интернет представили своё открытие – впервые указали точную атрибуцию памятника в плане вкладчика! Оказывается, данное паникадило является одним из сохранившихся ранее неизвестных вкладов родственников царя Михаила Фёдоровича Романова – бояр Стрешневых!
Сотрудник научного отдела Кирилло-Белозерского музея-заповедника Е.Г. Щурина утверждает: «Впервые паникадило упоминается в храме, «против больших дверей, промеж столпов», в описи 1635 года. Эта же опись сообщает имя вкладчика ‒ Василия Ивановича Стрешнева, боярина и воеводы, в 1646 году получившего почетный титул наместника вологодского.
На его вклад 1630 года были написаны 25 образов праотеческого чина в Успенский собор. В то же время Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря XVII века называет вкладчиком паникадила боярина, отца царицы Евдокии, второй жены царя Михаила Федоровича Романова, ‒ Лукьяна Степановича Стрешнева. По сведениям Вкладной книги боярин в течение трех лет, с 1630 по 1632 год, дал 120 рублей, на которые по его приказу было куплено паникадило в соборную церковь. В середине XIX века оно висело уже над амвоном».
Елена Геннадьевна рассказывает, что это было единственное паникадило в Кирилло-Белозерском монастыре, верх которого украшало литое изображение птицы, или птицы-неясыть. В каркасы других аналогичных осветительных приборов были вкомпонованы скульптурные фигуры двуглавых орлов, звериных и с двумя лицами человеческих глав, ангелов и изображения церкви. Такие паникадила могли изготовить как западноевропейские, так и русские мастера, стремившиеся более эффектно украсить светильники декоративными деталями.
В XVI ‒ первой трети XIX века Успенский собор освещали шесть паникадил. Далее их количество в храме снижалось, и в конце XIX столетия осталось только два. Если самые ранние паникадила отличались материалами изготовления (были как медные, так и деревянные), формами и особенностями конструкций, то к середине XVII века предпочтение отдавалось светильникам нового типа, в голландском стиле.
«Они имели точеный стрежень, отходящие от него изогнутые свечники, и внизу ‒ яблоко. Такие люстры напоминали фантастические деревья с остроконечной вершиной. Их причудливое узорочье олицетворяло растительный мир и символическое видение рая, ‒ рассказывает сотрудник научного отдела Кирилло-Белозерского музея-заповедника Е.Г. Щурина. ‒ Паникадило из Успенского собора подобного устройства. Оно имеет узорчатые ветви-кронштейны, отходящие от центрального стержня, пять световых ярусов и четыре декоративных. Кронштейны крепятся в пазы дисков, расположенные на пяти литых деталях столба. На верху паникадила ‒ птица с опущенной головой, над ней размещено кольцо для подвешивания светильника, украшенное с двумя литыми фигурками коней. Внизу паникадило завершено объемным посеребренным яблоком, выполненным из просечного металла в технике литья».
В собрание музея это паникадило поступило в 1924 году. В 2012 году оно было передано в Вологодский филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря на реставрацию.
В ходе работ специалистами центра были обнаружены две надписи на прорезном яблоке ‒ «1893» и «Серебрено 1893». Вероятно, надписи были сделаны во время самой первой реставрации памятника, связанной с подготовкой к празднованию юбилея монастыря, состоявшегося в 1897 году.
Возможно, этический подход к реставрации конца XIX века значительно отличался от современного, и мастера, проделавшие огромную работу по восстановлению первоначального облика паникадила, вполне могли оставить своеобразную «подпись» о времени и особенностях «поновлений» предмета.
В 2013 году очищенный от загрязнений, с восстановленными и заново посеребренными деталями памятник был возвращен в Успенский собор, на свое место перед иконостасом, и засиял заново, ярким блеском подчеркивая красоту и величие уникального творения старых мастеров.
Возможность увидеть вклад родственников Михаила Романова представится всем желающим сразу после открытия туристического сезона в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике – ценный экспонат по-прежнему находится на своём месте – в Успенском соборе.
Official name of the museum:
The Federal State Budgetary Institution of Culture “Kirillo-Belozersky Historical, Architectural and Art Museum-Reserve”
Founded:
In 1924
Museum status:
It was included into the State List of Particularly Valuable Objects of Cultural Heritage of the Peoples of the Russian Federation in 1997.