В День памяти основателя Ферапонтова монастыря Кирилло-Белозерский музей-заповедник показал запрестольный крест 1774 года с изображением святого!

09 June 2020

9 июня - День памяти священномученика Ферапонта.

Девятого июня православная церковь отмечает день памяти священномученика Ферапонта. Для вологжан это событие знаковое – именно на нашу землю из московского Симонова монастыря в XIV веке Ферапонт пришёл вместе с Кириллом, где они основали два монастыря.

В 1397 году старцы (монахам было по 60 лет) поселились на невысоком холме над Сиверским озером, заложив начало Кирилло-Белозерскому монастырю. Только не смогли они долго просуществовать вместе – вскоре обнаружилась некоторая разница в  стиле жизни двух иноков. Автор Жития Пахомий Серб пишет: «Кирилъ бо тесное и жестокое хотяше, Ферапонт же пространное и гладкое». Посоветовавшись, они решили разойтись. Так Ферапонт уходит за 18 километров и останавливается между Паским и Бородаевским озерами, где основывает Ферапонтов монастырь.

О жизни преподобных на вологодской земле сейчас можно узнать в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и Музее фресок Дионисия – на территории ансамблей монастырей бережно хранится история тех дней. Она живёт в улочках, сооружениях, крепостных стенах и кельях, представлена в постоянных экспозициях и фондах.

В Архимандричьих кельях Кирилло-Белозерского музея-заповедника представлены  несколько запрестольных крестов. На одном из них с обеих сторон – 22 живописных изображения, выполненных, вероятно, монастырскими иконописцами. Тщательно продуманная программа росписи позволяла представить на одном значимом памятнике изображения преподобных, деятельность которых в определенный период их жизни была связана с вологодской землей.

На лицевой стороне, помимо изображений Ферапонта и Кирилла Белозерского, дни памяти которых 9 и 22 июня, представлены Димитрий и Игнатий Прилуцкие, Кирилл Новоезерский, Иоасаф Каменский, Арсений Вологодский, Григорий Пельшемский. На оборотной стороне − образы Корнилия Комельского, Дионисия Глушицкого, Амфилохия Глушицкого, Павла Обнорского, Сергея Нуромского, Иннокентия Комельского (Обнорского), Евфимия Сяжемского Александра Куштского.

Научный сотрудник Кирилло-Белозерского музея-заповедника Елена Щурина рассказывает: «Это запрестольный крест для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря был изготовлен в непростой период, случившийся после преобразований Петра I и Екатерины II. В результате их реформ монастырь потерял многие источники доходов. Оказавшись в трудном экономическом положении, он вынужден был продавать драгоценную старинную утварь, переплавлять ветхое серебро, делать выжигу из драгоценных тканей и изготавливать из полученных слитков новые вещи.

В монастыре, помнившем былое богатство, привыкли видеть все новое, роскошное, сделанное лучшими мастерами страны (практически все ранние драгоценные вещи были изготовлены в московской Оружейной палате!). В новых реалиях на это средств не было, а  обновления утвари требовались. Братия старалась обращаться к местным серебряникам, уровень мастерства которых стоил дешево, но иногда не позволял получить заказ.

Так случилось и с изготовлением этого запрестольного креста из переплавленного серебра. Над ним пришлось работать двум мастерам, а монастырю платить дважды.

В 1771 году приступил к его изготовлению Александр Петров Поляков, крестьянин из бывшей вотчины Ферапонтова монастыря. Получить желаемое от него монастырь не смог, и в 1773–1774 годах вынужден был найти хорошего мастера, устюжанина Илью Иванова сына Романова, оставившего свое клеймо на изделии.

На кресте мастер вырезал надпись: «Сооружися сей святой крест в Кирилов Белозерский монастырь от Рождества Христова, 1774: года, месяца мая 3 дня, коштом монастырским, в сем кресте серебра 15 фунтов, в позолоте золота 15 золотников». 

Увидеть исторический предмет в экспозиции музея пока не представляется возможным – Кирилло-Белозерский музей-заповедник всё ещё закрыт для приёма посетителей. Именно поэтому такой редчайший экспонат сотрудники разместили на информационных площадках музея.