Впервые за 300 лет редкие церковные предметы отреставрируют в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике!
Больше новостей
Уникальные предметы церковного обихода XVIII и XIX столетий обретают вторую жизнь в руках специалистов Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Воздуха, поручи, покрова на жертвенники, полотенца, набедренники которые использовались в храмах Кирилло-Белозерского монастыря около трёхсот лет назад, в ближайшем будущем представят в постоянных экспозициях музея.
«Ежегодно в музей поступает более тысячи экспонатов. Только в прошлом году мы приняли на хранение 1040 предметов, – сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Многие из них нуждаются в реставрации, которую, благодаря созданным современным реставрационным мастерским на базе музея, мы можем обеспечить на месте. У нас работают реставраторы по тканям, металлу, темперной живописи и дереву. За последние два года их силами из аварийного состояния было выведено более 400 редчайших экспонатов, среди которых – иконы, церковные облачения, утварь, предметы быта разных веков.
В настоящее время на руках у специалистов находится 108 редчайших предметов из разных коллекций музея («Дерево», «Ткани», «Металл», «Керамика», «Древнерусская живопись»), которые мы должны сохранить для следующих поколений. Особую культурную и историческую ценность представляют предметы церковного обихода, реставрацией которых занимается молодой специалист, художник-реставратор по тканям 3 категории Анастасия Тараканова. Именно она реставрирует изделия, поступившие в состоянии сильного загрязнения и закопчения, с разрывами и сечениями нитей, пятнами ржавчины, чернилами, воском…»
Чтобы «воскресить» старинные предметы, специалисту Кирилло-Белозерского музея-заповедника приходится работать с использованием старинных методов. Известно, что единственным инструментом создания церковных облачений в XVIII столетии служила игла. Поэтому на рабочем столе реставратора по ткани имеется целый набор игл. Специалист работает с льняными, шёлковыми, металлическими, золотными и серебряными нитями; с тканями разных видов: парчой, шёлком, бархатом, кружевом, вышивкой… Из современного оборудования – специальные паровые утюжки и стоматологические инструменты, оборудованные рабочие места, увеличительные и световые приборы.
«Старинными экспонатами я занимаюсь не впервые, – рассказывает реставратор по ткани Анастасия Тараканова. – Реставрирую предметы XVIII-XIX столетий с большим удовольствием и особым трепетом, ведь, каждый раз, когда беру в руки ценный экспонат, понимаю, что держу в руках целую историю! Работать с такими изделиями довольно сложно – чем старше вещь, тем хуже её сохранность, а стало быть, и выбор метода реставрации нелегкий. Подобрать материалы, которые сохранят предмет и надолго укрепят его, а также предотвратят разрушение, зачастую помогает наш куратор, художник-реставратор высшей категории Суздальского филиала СПбГИК Людмила Михайловна Громыко. Именно она учила меня реставрационному искусству, за что я безгранично ей благодарна!»
Ничего не меняют и не дополняют, главное – сохранить то, что есть. Этими постулатами руководствуются все реставраторы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковные облачения, которыми занимаются специалисты музея, реставрируются по тому же принципу. Утраченную вышивку не восполняют, несмотря на то, что владеют многими видами вышивки (нитками, золотом, гарусом, бисером, гладью, лентами, синелью и т.д.), – не всегда известно, что именно было в авторском варианте. Зато, если нарушена сохранность ткани, местным реставраторам нет равных – их стежки не отличишь от машинных, а разорванные нити они филигранно укрепляют шёлковыми газовыми нитями. Все утраты специалисты музея восполняют в технике памятника.
Благодаря профессиональной работе реставраторов Кирилло-Белозерского музея-заповедника старинные предметы смогут увидеть будущие поколения.
Мария Хаустова
Текст блока
Official name of the museum:
The Federal State Budgetary Institution of Culture “Kirillo-Belozersky Historical, Architectural and Art Museum-Reserve”
Founded:
In 1924
Museum status:
It was included into the State List of Particularly Valuable Objects of Cultural Heritage of the Peoples of the Russian Federation in 1997.