На выставке представлены атрибуты русского чаепития XIX–XX веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника: самовары, чашки, чайные ложечки, сахарницы, щипцы для колки сахара, чайные и конфетные коробки. Они отражают традиции чаепития в Кириллове и на территории Кирилловского уезда и района.
Исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы, зверобоя и других растений. По вкусу, цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них нет кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и других полезных веществ.
Чай, который мы привычно завариваем сегодня, был завезен в Россию только в XVII веке. В 1638 году боярин Василий Старков привез чай царю Михаилу Федоровичу в качестве дара монгольского хана. В 1679 году уже был подписан договор с Китаем о постоянных поставках чая. Путь «китайской травки», так ее называли в России в XVII веке, был очень долгим, он занимал от 16 до 18 месяцев. Везли чай караванным путем из Китая через Кяхту до Москвы, поэтому он был очень дорогой. Его приобретение могли себе позволить только богатые люди: в XVIII веке фунт «караванного чая» (453,6 грамма) в Москве стоил как 50 килограммов зернистой икры.
До середины XIX века в России пили исключительно китайский чай. К 1844 году объем ввоза этого продукта в Российскую империю превысил его поставки в Англию: русскими торговыми домами было закуплено чая в Китае на 22 млн. 538 тыс. рублей. Больше других чай пили москвичи. В Москве употребляли 60 % ввозившегося в Россию чая. В отдаленных же регионах России о чае нередко знали лишь понаслышке.
Неотъемлемым атрибутом русского чаепития стал самовар, который был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие самовара в доме свидетельствовало о материальном достатке. На протяжении XIX – первой половины XX столетия самовар был символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в ХIХ веке в России рассматривалось как часть национальной, культурной традиции. Народ всей душой любил самовар, храня твердое убеждение, что настоящий чай бывает только из самовара. Чай на стол подавали парами: на самовар либо на чайник с кипятком устанавливали небольшой чайник с заваркой. Такой способ подачи был чисто русским изобретением.
Еще одна традиция русского чаепития – пить чай «в прикуску». Сахар, как и чай, был слишком дорог для простых людей. Его экономили, покупали в виде больших голов, так было дешевле. От огромной головы откалывали несколько кусочков, но не бросали их в чашку, а откусывали от них и запивали чаем. Пить чай «внакладку», размешивая сахар в чашке, могли позволить себе лишь люди обеспеченные.
Во всех социальных группах сложились свои традиции чаепития, формирование которых зависело от материальных возможностей. Дворянское сословие ориентировалось на традиции британского чаепития. Красивая посуда, самовар, чашки с блюдцами, заварочный чайник и молочник – неотъемлемые атрибуты чайной церемонии в высших сословиях. В XIX веке в салонах и на светских мероприятиях, а также в кругу интеллигенции стало модным пить чай из стакана, вставленного в изящный подстаканник. Эта мода настолько прижилась, что превратилась в традицию. Русское чаепитие стало ассоциироваться не только с самоваром и прекрасными сервизами, но и с резным стаканом в ажурном подстаканнике.
Чаепития в домах купцов отличались размахом. В купеческих семьях, где все делалось неспешно, с достоинством, полюбили пить чай из глубоких блюдец, шумно втягивая горячий напиток через край, что было не принято в среде дворян. Чаепитие по-купечески с калачами, пряниками, баранками, вареньем, пирогами и медом, с душевными разговорами и деловыми беседами могло затянуться надолго. Чай было принято наливать не до краев, чтобы оставалось место для сахара, сливок. Купцы могли себе это позволить. Часто самовар кипел целый день и всегда был наготове.
Мещане были более бедным сословием, но старались подражать богатым, накрывая щедрый стол. Чай экономили, и так дешевый сорт разбавляли до полупрозрачности. Крестьяне не могли позволить покупку чая, поэтому зачастую заваривали разные травы вместо него.
В конце XIX века чаепитие на Руси стало более доступным, потому что грузы с чаем начали перевозить морем и по железной дороге, что обходилось намного дешевле. Но рабочие и крестьяне по-прежнему лишь изредка могли себе позволить пить этот напиток. Все изменилось после того, как была налажена торговля с Цейлоном и Индией, а на Кавказе заложены первые чайные плантации и появился грузинский сорт – для рабочих и крестьян.
Official name of the museum:
The Federal State Budgetary Institution of Culture “Kirillo-Belozersky Historical, Architectural and Art Museum-Reserve”
Founded:
In 1924
Museum status:
It was included into the State List of Particularly Valuable Objects of Cultural Heritage of the Peoples of the Russian Federation in 1997.